Боги помогают идущим.

(Гомер)

 

ТРЕНЕРСКАЯ

На главную

Некоторые правила, принципы и моменты моей тренерской работы.

 

Сентябрь 2009 (написано после серебра моего ученика Антона Сегодника на первенстве Европы).

 

Синим далее выделены фразы-девизы из умных книг.

 

Важно: все описанное ниже – не идеал, это лишь одно из возможных направлений работы, которое подойдет не всем тренерам и не всем детям. Другие тренеры могут тоже воспитать призера Европы, но ориентируясь совершенно на другие принципы, во многом даже противоположные моим.

 

Главная цель: создание сильных самостоятельных личностей, которые смогут саморазвиваться.

 

Обучение должно идти в зоне актуального развития.

Овал: Б

 

 

Овал: А
 

 

 

 

 

 

 

 


Зона А – то, что человек знает. Зона Б – то, чего человек не знает, но может понять. Зона В (вне круга) – то, чего человек не знает и на данный момент не может понять. Материал должен подаваться из зоны Б. Это один из основных педагогических принципов.

Типичные тренерские ошибки: а) материал дается слишком легкий (зона А), из-за чего ученик не напрягается, и польза от тренировки символическая; б) материал дается слишком тяжелый (зона В), ученик его не может усвоить, отсюда неуверенность в своих силах, появление негатива к тренировкам и т.п.

Наряду со сложным давайте и легкое, иначе воспринимать не будут.

 

Устранение распущенности.

В первый рабочий день этого сентября на моих тренировках плакало два парня. Один (ходит третий год) потому, что неправильно записал партию (ходы черных там, где должны быть ходы белых, пропуски и т.п.), я заставил его восстановить и записать первые 15 ходов, у него были ошибки, ему приходилось переписывать еще и еще. Через полчаса заплакал, еще через 10 минут задание выполнил. Жестко? Да. Но теперь, через 2 недели, его запись я ставлю в пример другим. Другой парень заплакал после того, когда вся группа сделала задание, а он не мог. Намеками я ему помог, и у него в голове осталось «я сделал». Парень первый раз был на моей тренировке, задания такого типа раньше ему выполнять не доводилось. Здесь важно отметить, что жестко требовать выполнение заданий есть смысл только с тех, кто потом сможет выигрывать. Подавляющее большинство тех, кто ходит на тренировки, так напрягать нет смысла – пусть просто приходят. Если ученик не доработает раз, он поймет, что так можно и дальше.

Распущенность легче предупредить, нежели потом укрощать ее безумие.

 

Общеумственная подготовка (ОУП).

ОУП – это мой термин по аналогии с общефизической подготовкой (ОФП). Возьмем футбол. Часто встречаются команды, которые уступают сопернику в технике, индивидуальном мастерстве, но которые больше бегают и меньше устают. Этим они компенсируют недостающие качества. Часто такие команды склоняют чашу весов в свою сторону в концовках матчей, когда соперник устает и еле переставляет ноги. За счет физухи хорошо противостоял в последней Лиге чемпионов знаменитым «Ювентусу», «Реалу» и «Зениту» белорусский БАТЭ – 3 ничьи в 6 матчах (при всем уважении к команде, мастерства им по сравнению со звездами не хватает). В шахматах важно сохранять силы хорошо считать и на 4-м, и на 5-м часу игры. Слабые соперники часто устают и зевают, после чего сокрушаются «у меня было лучше, я просто зевнул, тебе повезло и т.п.». В Канаде перед тем, как делать из детей хоккеистов, их 2 года просто учат кататься на коньках, не давая в руки клюшек, готовя тем самым необходимую базу. В шахматах подкачка ума на моих тренировках происходит не только шахматными упражнениями, но и далекими от шахмат. Список некоторых упражнений, которые можно давать на тренировках, ЗДЕСЬ. Кроме того, и шахматные занятия могут быть построены так, чтобы сильнее развить именно качества, благодаря которым потом дети смогут далеко и хорошо считать. Игры, которые развивают – ЗДЕСЬ - http://brestchess.narod.ru/trenerskajaigry.htm .

 

Темп и интенсивность занятий.

На тренировках дети привыкают к тренерскому темпу. Быстрый темп позволяет детям привыкнуть так же быстро мыслить во время партии, т.е. во время партии они за единицу времени проделают больше мыслительных операций. Интенсивность занятия должна быть также как можно более высокой. Это также способствует тому, что дети смогут во время партии думать больше, а паузы нужны им будут меньше.

Типичная тренерская ошибка: стремление все объяснить не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой. В итоге дети во время партий будут думать медленнее, чем могут.

 

Постановка дебюта.

Мастерство лучше растет в позициях, где надо больше напрягаться. Аналогия с физической силой – чем больше качаешься, тем сильнее становишься. Поэтому постановка в раннем возрасте дебюта, после которого получаются позиции, которые выигрываются без большого приложения сил, мне кажется неперспективной. Пройдут годы, соперники выучат дебют, и легкие победы закончатся. На первый план выйдет миттельшпильное мастерство, счет, умение напрягаться, а дети, привыкшие выигрывать в дебюте, к этому будут не готовы.

Типичная тренерская ошибка: постановка в раннем возрасте дебютного репертуара с медленной игрой, в которой мало счета, а победы часто достигаются за счет изученных дома планов (медленные варианты английского начала за белых, большинство вариантов сицилианской защиты за черных). В юном возрасте это очень часто дает результат, но потом конкуренты догоняют и обгоняют. Это я писал еще здесь (Европа-2007, http://brestchess.narod.ru/diagrammyEvr2007.htm - см. примечание к диаграмме 7). Думаю, многим странно тогда было читать мой пессимистический прогноз насчет девочки, ставшей 4-й на первенстве Европы. В этом году она туда не попала.

Дебютный репертуар шахматиста должен соответствовать его темпераменту. Особенно это касается детей. Тренер должен помогать детям самовыражаться в шахматах - http://brestchess.narod.ru/trenerskaja200902.htm .

Типичная тренерская ошибка: тренер ставит всем своим ученикам один дебютный репертуар. Потому что ему так удобнее. В итоге части детей играть не свои дебюты неинтересно, они бросают и уходят из шахмат самовыражаться в чем-нибудь другом.

 

 От шахмат нужно иногда отдыхать.

Я не сторонник круглогодичного цикла. Летом должен быть хотя бы месяц отдыха. Во время отдыха от чего-то в человеческих головах происходит переосмысление разных вещей, часто неосознаваемое. Ребенок в своем развитии подымается на ступеньку вверх, после чего начинает по-другому смотреть на вещи.

Типичная тренерская ошибка: июнь + июль + август - тренировки, турниры, шахматные лагеря без перерывов или с маленькими перерывами.

У энергии есть приливы и отливы. Не мудро ждать только приливов, иначе как произойдет накопление?

 

Повышение процентов возможного успеха.

С математической точки зрения, когда один шахматист слабее другого, то, если оба сыграют на 100% своих возможностей, более сильный не проиграет. Но далеко не в каждой партии мы показываем все, на что способны. Поэтому у менее сильного шансы в первую очередь благодаря тому, что он выложится на 100%, а соперник – на 60. Цифры, конечно, могут варьироваться. В связи с этим интересна цитата модного в 21 веке американского писателя Дэна Брауна: «… человеческие существа используют незначительную часть клеток мозга. Но если поместить человека в экстремальную ситуацию, вызванную физической травмой, чрезмерной радостью, страхом или глубоким погружением в молитву, то все нейроны мозга начинают работать словно безумные, порождая необыкновенную ясность мысли». Эта мысль дает широкое поле для деятельности. Частично эту мысль я использую. Однако сильно лезть сюда мне нельзя – не разрешает тот, кто помогает.

 

 Лучший отдых – смена деятельности.

В начальных классах от педагогов требуют, чтобы за урок как можно чаще менялся вид деятельности, т.к. однообразная работу утомляет. Если я хочу, чтобы за тренировку дети больше усвоили, мне надо поддерживать их в рабочем тонусе как можно больше времени. Дети любят быть активными. Поэтому на тренировках у каждого свой шахматный стол. Если детей больше, чем столов, слабые подсаживаются к сильным. Многие тренеры любят вначале много объяснить, а затем посадить детей играть. Но во время объяснения тренера ребенок нацелен на пассивное восприятие информации, а во время партии надо активно мыслить. Поэтому отрезки занятия, на котором меня только пассивно слушают, очень коротки и присутствуют не на каждой тренировке. Чаще дети повторяют за мной (каждый на своей доске) партии, угадывают ходы, расставляют позиции так, как на демонстрационной доске и т.д., т.е. совмещают восприятие информации с активностью. Кроме того, о каждом ребенке все видно и понятно: кто быстро делает правильный ход, кто долго, а кто пытается подсмотреть на соседней доске.

Типичная тренерская ошибка: традиционное построение тренировок: долгое однообразное объяснение на демонстрационной доске, во время которого дети только смотрят на доску, а потом тренировочные партии.

 

Алгоритм выбора хода.

Чтобы меньше зевать и больше видеть, многие тренеры пытаются научить детей думать по плану. У меня он такой:

Когда соперник сделал ход, я:

1.     Записываю ход.

2.     От  фигуры, которая пошла, провожу линии во все стороны до самого конца.

3.     Ищу мотивы (тактические нюансы, за которые можно зацепиться: незащищенная фигура, слабость последней, фигуры стоят под вилку, фигуры на одной линии, у фигуры мало полей и т.п.).

4.     Ищу план.

5.     Определяю ходы-кандидаты.

6.     Просчитываю их, выбираю ход.

7.     Думаю, как ответит соперник.

8.     Делаю ход, перевожу часы.

9.     Записываю ход.

Естественно, план примерный, в зависимости от нюансов он меняется. Главное отличие от планов других тренеров – пункт 3, на который у нас уходит много внимания. Поэтому и выигрывают мои часто за счет случайной тактики, что вызывает у многих резкую реакцию. И сейчас я слышу «Сегоднику опять повезло».

Типичная тренерская ошибка: учить сначала искать спокойные ходы, а не резкие.

 

Проигрывать и переживать неудачи надо уметь.

Умейте красиво встречать волны.

 

За слова надо отвечать.

Нельзя говорить детям фразы типа «Ты сейчас обязательно выиграешь!».

Такое от тренеров я иногда слышу. Если повезет, тогда да, тренер молодец, но если нет, следующую такую фразу ученик не воспримет или, и того хуже, вспомнит, что раз такое уже было, и он тогда не выиграл.

Умный правитель никогда не отдаст приказ, если знает, что он может быть не выполнен.

 

Если ученик забывает вариант и пытается за доской что-то изобрести, его нельзя только ругать.

Это очень хорошо, когда шахматист пытается решить задачи в первую очередь своим мышлением, а не шаблонными знаниями. В жизни потом пригодятся не знания дебютных вариантов, а умение мыслить и решать проблемы.

Типичная тренерская ошибка: «ты будешь играть только так,  потому что я тебе так сказал!»

 

Определение перспективных детей.

Многие тренеры определяют талантливых детей по глазам. Я определяю самых перспективных по их энергетике. Для того, чтобы ученик мог выполнять мои требования к мышлению во время партии, высокий уровень энергии ему необходим. Тогда он будет в первую очередь быстро и много считать. Поэтому у меня самые перспективные с трудным поведением. Они часто получают замечания в школе, потому что не могут усидеть на месте. По сравнению с шахматной тренировкой, большинство учителей ведет урок в невысоком темпе, шахматисты первыми успевают, а потом ищут, куда себя деть. Моя задача – направить их буйную энергию в нужном направлении. Хотя от этого бывают и трудности, так, пара моих талантов из-за поведения и в милицию попадала. Энергия требовала выхода, ребята ее направили не туда.

 

Не надо требовать от детей больше, чем они могут.

Если у ученика низкая энергетика, он не сможет полностью напрягаться на 3-4-м часу игры. У него не будет для этого силы.

 

Уровень свободы детей на соревнованиях.

Отбой у меня позже, чем у большинства тренеров. Для старших он в начале турнира обычно в 12 ночи (в гостинице надо быть в светлое время). Но если в 12.05 в комнате будет свет, то на следующий вечер отбой будет в 11.30. И т.д. Было время, в конце турнира даже в 10.30 отбой был. Но последнее время проблем нет. Я даю больше свободы, мне отвечают дисциплиной. Нет смысла заставлять детей ложиться рано, на соревнования они приезжают в первую очередь играть в шахматы, но во вторую очередь общаться. Не вижу смысла их в этом сильно ограничивать. Больше свободы у них и в еде, и в передвижениях по городу. Больше свободы – значит, вырастет более сильная личность. Которая потом, после школы, легче пробьется в самостоятельной жизни.

Важно: граница дальше, но она ЕСТЬ.

Запретов должно быть как можно меньше.

 

На работе надо забывать о проблемах, иначе дети это почувствуют.

Никто не должен слышать, что ты болен и устал.

 

Не все дети одинаковые, не всех надо одинаково тренировать.

У каждого есть плюсы и минусы. Задача тренера - поставить такую игру, в которой играли бы плюсы, а минусы были бы как можно менее заметны.

Новый год – это снег + елка + подарки. Снега нету, поэтому нам нужна большая елка. Чтобы она этот снег компенсировала.

 

Советов обычно хватает с самых разных сторон. Слушать их надо, часто там много толкового. В этой статье тоже. Но если вы считаете, что вам это не подходит, то делайте по-своему.

Не плывите по течению. Не плывите против течения. Плывите туда, куда Вам нужно.

Hosted by uCoz