|
Боги
помогают идущим. (Гомер) |
||
ТРЕНЕРСКИЕ
ИГРЫ. (об элементах работы тренеров во время серьезных
турниров и не только). Февраль 2009, первенство Беларуси среди девочек до
12 лет. Моя ученица здесь – Лина Узловатая. Начинала она в ЦМТ у
Валентины Анохиной и Светланы Дубовской. 2 года
назад на первой для себя республике стала 10-й, на быстрых шахматах – 8-й.
Год назад на республику не попала. Рост мастерства упал, и в сентябре-2008 Лина с родителями приняли решение перейти в спортшколу ко мне и Ирине Турапиной (т.е. у нее 2
тренера). Ирина Викторовна ведет групповые тренировки, а я – индивидуальные (т.к.
группы в эту смену у меня нет). После перехода к нам
результаты стали расти: первенство города среди мальчиков до 12 лет – 1 место,
первенство города среди мальчиков до 16 лет – 1 место+выполнение
1 разряда, первенство области среди девочек до 12 – 2 (за Бейненсон),
первенство области среди девушек до 16 – 1, полуфинал чемпионата Бреста среди
мужчин – 2-е запасное место для участия в финале. Перед началом работы
с Линой я считал, что дебют у нее крепкий, а вот
миттельшпиль надо подтянуть. Однако через какое-то время понял, что дебют хотя
и крепкий, но многие варианты Лине не нравятся.
Где-то не нравятся позиции, где-то варианты скучные, и играть их не
доставляет удовольствия. И мы стали кое-что менять. Примерно в это время я
стал все более утверждаться в мысли (еще и на примере Сегодника),
что дебютный репертуар шахматиста
должен соответствовать его темпераменту. Особенно это касается детей.
К декабрю эта мысль окончательно сформировалась, и у меня чесались руки
запустить ее в итоги года в номинации типа «мое тренерское открытие». Однако
было рано, на этой теореме вначале нужно было что-то выиграть. Теперь уже
можно. Подобрать подходящее было непросто, т.к. многие типы позиций Лине не нравятся. Я подбирал то, что позволяло надеяться
на нормальный результат на первенстве страны. Сравнивая нынешний репертуар с сентябрьским, я вижу, что старого
осталось совсем немного. Обычно перестройка дебюта сопровождается временным падением
результатов, но здесь, как ни странно, этого не было
– было много побед в подозрительных позициях, что еще раз подчеркивало, какой
талант мне попал. За 2 недели до первенства страны мы поехали на турнир в
Оршу. Играть или нет перед
республикой – вопрос спорный, решаться должен для каждого
индивидуально, а правильно ли поступил тренер, показывает затем результат.
Лине этот турнир был необходим, прежде всего для наигрывания некоторых вариантов. Мне он был нужен для
изучения ее будущих конкуренток. Турнир в Орше Лина
выиграла, конкуренток я поизучал. Через неделю
после Орши мы отправились в Минск, на первенство страны. Итак, главные
фаворитки: Федосенко (Мозырь, тренер –
отец, Роман Федосенко), постоянная участница
детских первенств мира и Европы, 4-е место на Европе в 2007-м; Бейненсон (Пинск, тренер – Валерий Мандровский),
2-е место год назад, участница первенства мира во Вьетнаме; Зайцева (Минск,
СДЮШОР-11), Протько (Мин. Область, тренер – Роман Лаврецкий),
обе на мир или Европу ездили; Молотилова (Витебск,
тренер – Михаил Полуэктов), я хорошо отозвался о ее игре в статье о турнире в Орше; Казакова (Минск,
тренер – Алексей Черепов), бронза на республике год назад; Храпко (Бобруйск), призер по быстрым;
Андрухович (Гомель), год назад быстро проиграла
решающую партию Казаковой. Были и еще крепкие девочки. Стратегия
тренера – интересный вопрос.
Самая простая классификация – такая: 1) Поставить ученице крепкий дебют, индивидуально под
соперников не подстраиваться. Плюсы такого подхода – постепенное накопление
знаний и навыков, что позволяет надеяться на высокие результаты в старших
возрастах. Минусы – под таких проще готовиться,
часто проходят боковые варианты. Так работает практически весь Минск; 2) Индивидуальная подстройка под соперниц (нахождение
слабых мест в дебюте, выбор дебюта или миттельшпильной
стратегии, неудобного для стиля
соперниц, часто с большим риском). Минусы такого подхода – сравнительно
медленное усиление в своих основных дебютах. Если вовремя не остановиться,
можно всю жизнь играть «кривизну». Плюсы – больше шансов на результат в
младших возрастах, учет эмоциональной составляющей ученицы. Так работают многие
«в провинции». Говорить о
том, что одна стратегия – правильная, а вторая – нет, нельзя. Долгое время я
был сторонником второго подхода, теперь вижу, что правильно здесь – разумное совмещение.
На этом
турнире победил второй подход. Витебский тренер Михаил Полуэктов (наиболее
известные ученики – Андрей Горовец, Лена Минина) сказал,
что давно хотел поставить ученику (-це) такие агрессивные варианты, но все не было «подходящего
материала». Теперь появился. 2 самых ярких примера. 4-й тур, Молотилова
– Узловатая. Лина идет на
1-м – 3 из 3-х. Между утренней партией и этой пара часов, мы готовимся, я
пытаюсь угадать, что выберет Полуэктов. В Орше Молотилова
против сицилианской играла гамбит Мора, с нами
полезла в основные варианты Свешникова и была переиграна. Что будет на этот
раз? Мы решаем для сбития соперницы с толку поменять
порядок ходов в главной линии, повторяем боковые. Увы, Полуэктов оказался
сильнее. Дебют Сокольского 1b4, в дебюте Лина без
пешки, и Молотилова уверенно доводит партию до
победы. Этот дебют мы повторяли перед республикой, из трех предложенных
систем игры за черных Лина выбрала наиболее понравившуюся, но сработало то, что в дебюте часто снижено
чувство опасности, кажется, идет просто развитие, а основная игра пойдет
потом, отсюда и зевок. Я, конечно, тоже виноват, что не посчитал нужным повторить 1b4. Интересно, кстати, какой процент
тренеров перед каждой партией повторяет боковые варианты? 6-й тур, Бейненсон – Молотилова.
Латышский гамбит (1е4 е5 2 Kf3 f5)! Объективно
у белых лучше, но это важно на более высоком уровне. А здесь у черных огромная активность, завершившаяся матовой мини-комбинацией
с жертвой ферзя! Вновь тренерский риск оправдался. Завоевавшую бронзу Катю
Бейненсон я считал фавориткой. У нее наиболее
мощный дебют, во Вьетнаме хорошо сыграла. Чего не хватило? Наверное,
легкости, как год назад на республике до 12 легкости не хватило Грибу,
которого обогнал Семенюк, чему в Пинске (оба
оттуда) удивлялись. В
следующем туре Молотилова разгромила Протько в гамбите Мора, и стало ясно, что ее не
остановить. Для примера тренерской работы кратко о черных дебютах чемпионки: шотландская
с 4…Фh4, испанка, ранний дракон. Кроме великолепной работы Михаила
Полуэктова, заслуживает добрых слов и сама Оля. Нацеленность на удар,
агрессивность – девочки так играют редко. Добавлять надо в позиционном
понимании. Отмечу, что Оля с 1998 г.р., т.е. на год младше допустимого. Мы
чередовали мощную подачу (как правило, против тех, кто слабее) и боковые
варианты под соперницу. Каменной стенкой за белых была обыграна Казакова. Логика принятия решения «в Минске так не играют»
оправдалась. Год назад на республике в этом же варианте в партии Царук (Барановичи)-Терзи (Минск) белые не сделали ни одного самостоятельного
хода, стандартно пожертвовав слона на h7. 7-й тур, Федосенко
– Узловатая. Федосенко давно уже расставляет
закрытые схемы, как правило, со слоном на g2, после чего начинает не спеша
накатывать на ферзевом, иногда слишком медлительно.
Против нее правильной мне представляется стратегия «лезть на королевском, причем как можно
быстрее». Кроме этого, дебютным порядком ходов мы испугали соперницу
возможностью сдвоить ей пешки, из-за чего она не получила своего любимого
слона g2. Объективно у белых было лучше (если бы мы делали «правильные» ходы,
то не было бы атаки, и игра пошла бы в духе соперницы), но победили черные –
риск оправдался. Примерно в таком же духе проходила наша партия двухнедельной
давности в Орше, там уставшая соперница на флажках «поплыла» и стала зевать. Еще
некоторые примеры «тренерских игр»: Рагнеда Федосенко играла на турнире Каро-Канн
с 3…g6. Походящий ей выбор, позиция приобретает закрытый характер. Молотилова во 2-м туре ничего не получила, но сделала
ничью. А Казакова была обыграна. Храпко
применяла порядок ходов 1е4 е6 2d4 c5, видимо, чтобы
избежать закрытых вариантов сицилианки. Русско
против сицилианки играла атаку Кс3, f4, Сс4 и затем f5. А против Протько
она применила острый гамбит Фаяровица (1d4 Kf6 2c4
e5 3de Ke4). Перед последним туром расклад был таким: Молотилова-7, Узловатая-6, Бейненсон и Федосенко- по 5.5. Бухгольц у последних
трех был почти одинаков. Т.к. друг с другом фаворитки переиграли, то в
соперницы им достались объективно менее сильные соперницы. Кто бы мог
предположить тогда, что все 4 сверхважные партии
закончатся вничью! На всякий случай я заинтересовал тренера Петровой (с ней
должна была играть Молотилова), что если мы станем
первыми, то с меня … Этично это или
нет? Такие же разговоры постоянно ходят в футбольных кругах в
последние туры европейских чемпионатов «этично ли стимулировать соперников конкуретов?». Считаю, что это нормально. Ненормально,
когда стимулируют проиграть. Увы, то ли тренер не настроил подопечную, то ли
попадание в десятку для нее – успех, но последовала быстрая ничья… Пошел четвертый час игры, играть остались лишь 2-4
столы. Лина вышла – увы, ничья. Лишняя пешка не
реализовалась. Я отправился считать Бухгольц.
Ничего хорошего – при победах обе конкурентки нас обгоняли. Вести с площадки
неутешительные – обе с лишними пешками. Мы с Линой отправились
смотреть партию. А когда вернулись, произошло чудо. Конкурентки победить не смогли,
и 2-е место (а это Турция!) у Лины! Она заслужила. Лина вписывается в ряд моих лучших учеников (Буланов, Сегодник, Сапон) по многим
показателям, среди которых энергетика, гибкость ума, и … вероятные проблемы с
поведением в будущем. Конечно, я
не раскрыл здесь некоторых секретов, как дебютных, так и психологических.
Что-то наше показал сознательно, чтоб стимулировать себя и ученицу не
останавливаться на месте, а изучать новое. Но главное, что я хотел показать
этой статьей – это как много тренерской работы на важных турнирах остается за
кадром, за сухими строчками итоговых протоколов. |
|
||