«Околошахматные» игры.
Статья для творческих людей и тех, кто
такими себя считает.
(В. Каташук, тренер СДЮШОР-
Для начала небольшой тест.
1.
На уроке (лекции,
в кругу знакомых) Вам передали листок с вопросом типа «Ты больше любишь лето
или зиму?», под которым стоят ответы других. Вы: а) не отвечая, передадите
листок дальше, т.к., на Ваш взгляд, это – пустая трата времени, б) ответите на
вопрос.
2.
Если у Вас есть
возможность ходить на работу (учебу, в баню и т.п.) разными путями, то Вы
ходите: а) одним и тем же; б) разными.
3.
Вы покупаете: а)
одни и те же сорта чая или б) иногда берете новые?
4.
В блице Вы
играете: а) одни и те же дебюты; б) разные?
5.
Вам предложили
выступить за команду в каком-то совершенно новом виде спорта, не требующем
особых знаний и умений. Вы: а) откажетесь; б) согласитесь.
Чем больше у Вас ответов б), тем более
творческая Вы личность. Вам интересно будет почитать эту страницу.
Чем больше у Вас ответов а), тем слабее
Вы воспринимаете новое.
Если у Вас все ответы а), то, скорее
всего, Вы уже в возрасте. Вы вряд ли примените те идеи, которые здесь написаны,
а потому не тратьте зря время, а лучше выпейте чашку своего любимого
единственного сорта чая и включите по ТВ какой-нибудь мыльный сериальчик. Или
зайдите сюда.
В науке есть термин «Ригидность» – неспособность
воспринимать новое.
Как ведет тренировки
большинство тренеров? Вначале лекция, объяснение материала на большой доске,
затем игра
в шахматы. О других формах
занятий разговор в тренерской еще будет. В этой статье – об игровых
упражнениях.
Кроме обычных шахмат, есть
еще много игр, в которых развиваются различные качества шахматиста. Итак, что
эти игры дают и развивают?
1)
Развивают
творчество и умственную гибкость. Это позволяет легче принимать за доской
нестандартные решения, повышает изобретательность, особенно при защите трудных
позиций.
2)
Развивают
внимание и концентрацию.
3)
Заставляют
напрягаться тех, кто намного сильнее всех остальных в группе и у кого, как
следствие, нет сопоставимого по силам спарринг-партнера.
4)
Дают детям эмоциональную
разрядку, что повышает их интерес к тренировкам и снижает усталость на них.
Это
главное.
Иногда от тренеров приходится слышать: «Мои дети не играют в шведки. Это вредно» Но в чем
конкретно состоит вред «шведок»? Неужели в них нет никакой пользы? И чего
больше – пользы или вреда?
В
2003 году в Бресте прошел первый и единственный пока чемпионат города по
шахматам Фишера. Самому старшему его участнику было лишь 30. Почему не
участвовали более возрастные игроки? А как Вы думаете, сколько ответов а) было
бы у них в приведенном выше тесте? Все потому, что чем старше человек, тем
меньше ему хочется напрягаться. Людей
тянет к комфорту, а напряжение и комфорт – понятия противоположные.
Легче «на автомате» расставить свой дебют, чем думать с первых ходов над
совершенно новой позицией. Приведенные ниже игры широко применяются мной на
тренировках уже несколько лет. Некоторые из них применялись недавно на сборах
сборной области в Кобрине перед спартакиадой, ведь цель этих сборов, на мой
взгляд, не научить чему-то,
а
вывести ребят на уровень, близкий к максимальному.
1.
Шахматы шашками.
На
доске вместо фигур расставляются по 16 белых и черных шашек. Соперники играют в
обычные шахматы по обычным правилам. Правда, им приходится помнить, где какая
фигура. Эта игра резко усиливает концентрацию внимания во время партии, т.к.
если отвлекаться, то легко забыть, где какая фигура. Игра очень полезна тем,
кто любит вертеться по сторонам. Аналог: на тренировках по хоккею (футболу и
т.д.) спортсмены бегают, надев на себя дополнительный вес. Во время игры по
сравнению с тренировками они «летают на крыльях».
«Если вы относитесь к шахматам серьезно, тогда
в процессе игры вы проявляете максимальное напряжение» /Левитт
Джонатан, книга «Гений в шахматах» (очень рекомендую!)/
Простейший
уровень сложности – игра с записью.
Высокий
– блиц (невозможный ход – поражение).
2.
То же, что
упражнение 2, только вместо шашек расставлены фигуры, но в хаотичном порядке,
т.е. слон может стоять на месте пешки, ферзь – коня и т.д. Это еще более
запутывает играющих и, как следствие, еще более тренирует внимание.
3.
Шахматы Фишера.
Расстановка
фигур на 1-й (8-й) горизонталях производится жребием. Рокировка: рокировать
можно только на обычные поля (с1,с8,g1,g8). После рокировки король с ладьей занимают места,
как после рокировки в обычных шахматах.
4.
Шахматы
Бронштейна.
Перед
партией на доске расставлены только пешки. Включаются часы белых, и они
выставляют любую свою фигуру на любое поле на 1-й, затем переключают часы.
Черные выставляют свою фигуру и т.д. Когда все фигуры выставлены, начинается
игра.
5.
Шахматы Сиротина.
Брестский
шахматист предложил перед партией снимать по 2 соответствующие фигуры
(например, по ферзю и по королевскому коню). «Прочь, теория! Здравствуй,
эндшпиль!»
6.
Широко известные
«шведки».
Тренируют
фантазию и умение создавать угрозы. Усиливают понимание того, что как можно
больше ходов нужно делать с угрозой.
7.
Шахматные
поддавки.
Выигрывает
тот, кто отдаст все свои фигуры или не сможет сделать оставшимися ни одного
хода. Кто-то играет с шахами, а мы - без, т.е. король бьется в любое время и
может ходить под бой. Тренирует умение создавать угрозы и счет вариантов.
8.
«Двойки».
Игроки
делают по 2 хода подряд. Игрок, которому шах, делает только один ход. Цель –
поставить мат. Тренирует умение жертвовать и создавать угрозы.
9.
Шахматы со
сказочными фигурами (эти фигуры ходят по-необычному).
Например,
блиц-турнир в 9 туров выглядит так:
№ тура |
Сказочная фигура |
Кто она и как она ходит |
1 |
Магараджа |
Ферзь ходит еще и как конь. |
2 |
Кентавр |
Конь ходит большой буквой Г
(3 клетки прямо, одна –вбок). |
3 |
Олень |
Ладья ходит еще и как конь. |
4 |
Пешка-бомба |
Один раз за партию после сделанного
хода можно указать на любую свою пешку и заявить «бомба». Все фигуры, стоящие
на соседних клетках с бомбой (кроме короля), снимаются с доски. Сама бомба
тоже. |
5 |
Атомная бомба |
То же, что пешка-бомба, только
радиус действия атомной – 2 клетки. |
6 |
Прапорщик |
Обычный слон, только бить
его могут лишь более сильные фигуры (Л,Ф) и король. |
7 |
Один конь-обычный, а
второй-кентавр |
|
8 |
Магараджа + пешка-бомба |
|
9 |
Кентавры + олени |
|
Возможно,
что-то забыто. Уважаемые тренера! Если у вас есть, что добавить, пишите на brestchess@tut.by.