Первенство Беларуси до 8 лет по быстрым шахматам.

 

Минск, 28-30 мая 2010 г.

 

«Ах ты мой хороший», - мысленно приговаривала светловолосая мама, вот уже 10-ю минуту гладя по голове своего покорно сидевшего сыночка. «Вряд ли этот парень окажется бойцом»,- подумалось мне тогда. Сказав о своих наблюдениях стоявшему рядом тренеру, я стал следить за партией. Он тоже. Маме, увы, пришлось зал покинуть, т.к. родителям находиться там во время игры запрещалось. В коридоре мама села на стульчик и стала ждать сына, чтобы в очередной раз успокоить его и пожалеть – проигрывал он много чаще. Фигуры парень развил нормально, но потом наступил миттельшпиль, где пришлось принимать решения, а не повторять известное. Решения принимать приученный к поглаживаниям и постоянно избавляемый от проблем мальчик не привык, и через 2 минуты маме пришлось вновь заняться своим любимым на турнире занятием. Я удивлюсь, если через пару лет мальчик еще будет на турнирах такого уровня.

Эта зарисовочка – для родителей, чтобы они знали, как делать не надо.

 

А вот к победителю турнира Павлу Зезюлькину судившая турнир мама почти не подходила, предпочитая наблюдать за игрой сына с как можно более дальнего расстояния. Я не был на классике в этом возрасте, поэтому с интересом наблюдал за ребятами.

«Мне казалось, что черепная коробка у вас побольше», - примерно так высказался профессор Мориарти, впервые увидев Холмса.

Эти слова вспомнились мне, когда я увидел Пашу Зезюлькина. Среди сверстников он выделялся большой головой. Не знаю, есть ли в этом связь с умственными способностями, но выделялся он и ими. Несмотря на то, что разрыв между победителем и серебряным призером составил очко, по игре он должен быть еще выше. Зезюлькин отрабатывал, тратя время в дебюте, миттельшпиле и часто попадая в цейтноты. Играл он в правильном стиле, постоянно усиливая фигуры. Кроме цейтнотов, в глаза бросился лишь один минус – недостаточная заточенность на легкую тактику (не выиграл пешку у Сурина в 1 ход). Думаю, здесь хорошее шахматное будущее.

Серебряный призер Влад Бобрикович из Пинска – ученик Валерия Мандровского. На классике был в середине. Здесь играл прочно, показав неплохую технику эндшпиля. У Бобриковича тоже есть будущее, в первую очередь потому, что тренер – Мандровский. Во вторую – потому что отец не гладит по голове, а напрягает.

Об игре бронзового призера Максима Попова ничего сказать не могу. Отмечу Сурина из Гомеля. Увидев его заточенный на сиюминутный результат дебютный репертуар, я поинтересовался у Гомельской области, а кто у парня тренер? Оказалось, Панин, которого называют «местным Жириновским». В 8 лет парень играл каменную стенку за белых (причем с переводом слона с1-d2-e1), сицилианку за черных (в одной партии был неплохо разыгранный вариант Болеславского). Сурин шел очень высоко, но резко сдал на финише. Закрытые схемы в таком возрасте обычно ни к чему хорошему не приводят. В том случае, если играть только их. Если же это – лишь один из дебютов, среди которых есть и открытые, тогда такой подход может оправдаться.

Минчанин Снигур – соображающий парень, но с недостаточным самоконтролем. В одном из последних туров не прошло и минуты, как фигуру он поставил просто под бой. Еще один минчанин, Бичун, очень напомнил брестчанина Ваню Дмитриева. Тот тоже хорошо исполнял, нападал и смотрел по сторонам.

Среди наших я надеялся на Антона Гуля, ставшего на классике 5-м. Увы, он был одним из тех, на кого сильно влияло приближающееся лето. Счет вариантов на 1-2 хода (хотя может посчитать и на 10) привел к слабому старту – 2 из 5, после чего 4 победы дали нормальный, но не выдающийся результат. Саша Стасевич и Илья Белькевич заняли объективно свои места.

Слева – наш Антон Гуль, справа – гомельчанин Сурин. Дебют – каменная стенка. Фото с www.openchess.by.

В последний день чей-то папа наблюдал за партией сына со сцены с биноклем, вызвав предложения ко мне сразу у двух тренеров: «Сфотографируй и помести на сайт».

Девочки дебют иногда расставляли как надо даже на последних столах, но затем в дело вступал возраст.

Меня заинтересовала партия двух могилевских девочек, которые заняли 1-е и 2-е места и здесь, и на классике. Дебют был таким: 1e4 e5 2Kf3 Kc6 3Cc4 Kd4 4Kd4 ed 5d3 Kf6 6Cg5 (что-то на ферзевом), и белые не пошли е5.

 

Об организации турнира.

Все было отлично и своевременно до двух последних туров. Перед 8-м туром судьи объявили, что, т.к. турнир вступил в решающую фазу, в зале нельзя находиться теперь и тренерам, они могут наблюдать со сцены. Отлично понимаю судей, которые хотели избежать возможных конфликтов. Но есть и другие, на мой взгляд, более важные вещи. Во-первых, запретов должно быть как можно меньше, т.е. этот должен быть обусловлен чем-то важным, например, тренера вмешиваются в ход партий. Этого не было. Мой мини-диалог с одним из судей протекал примерно так (часть):

- Тренеры могут повлиять.

- Так не пускайте в зал тех, кто влияет. Я стараюсь сзади своих становиться, чтобы они меня не видели.

- Но соперники же видят.

- Охотой на ведьм занимаетесь.

 

Дискуссия продолжилась в среде тренеров у выхода. Один сказал, что в таком случае ему не было смысла приезжать: дети ни на что не претендуют, возможное влияние на соперника на верхние места не повлияет, а вот возможность увидеть ошибки ученика и указать на них упущена. Мне в вопросе ошибок было легче, т.к. мои ученики в быстрых шахматах записывают (даже 8-летки), а потому увидеть ошибки и разобрать партии мне несложно и потом. Организаторам надо учитывать еще и тот факт, что большая часть иногородних приехала на этот турнир за свой счет. Приехала для того, чтобы расти в шахматах. А один из основных педагогических принципов – каждая ошибка должна быть разобрана и исправлена. Иначе она будет повторяться. Поэтому не пускать тренеров в зал (сцена не считается – с нее видно только из бинокля) я считаю неправильным. К тому же если мы хотим, чтобы белорусские дети выигрывали не только у нас в стране, их надо закалять, а не приучать к режиму наибольшего благоприятствования (никого в зале, 1 тур в день и т.п.).

В общем, это решение изменило соотношение положительного и отрицательного в организации турнира примерно с «99 к 1» на «90 к 10». Что, конечно, тоже хорошо.

 

В конце – еще одна зарисовочка. Утром 2-го дня тренер из города Х рассказал следующее:

«Идем мы на тур, подходим к спортшколе, и вдруг мама ученика резко выбрасывает в мусорку стакан с недопитой минералкой».

«Чего это ты?» - спрашиваем.

«Каташук увидит, напечатает, что город Х с утра минералку пил».

Через минут 20 я вышел во двор позвонить. Маловероятно, что я обратил бы на это внимание, но… Рядом с мамой из города Х стояла бутылка.

«Минералочка…» - с чувством произнес я, вызвав нестандартную реакцию – бутылка была спрятана за спину, а в глазах появился страх.

На следующий день тренер купил маме минералку и попросил меня ее вручить. На прощание я посоветовал следующий раз брать «Брестскую».

А город не расшифровываю.

Конец.

 

Hosted by uCoz