Первенство Беларуси до 8
лет по быстрым шахматам.
Минск, 28-30 мая 2010 г.
«Ах ты мой хороший», - мысленно приговаривала
светловолосая мама, вот уже 10-ю минуту гладя по голове своего покорно
сидевшего сыночка. «Вряд ли этот парень окажется бойцом»,- подумалось мне
тогда. Сказав о своих наблюдениях стоявшему рядом тренеру, я стал следить за
партией. Он тоже. Маме, увы, пришлось зал покинуть, т.к. родителям находиться
там во время игры запрещалось. В коридоре мама села на стульчик и стала ждать
сына, чтобы в очередной раз успокоить его и пожалеть – проигрывал он много чаще.
Фигуры парень развил нормально, но потом наступил миттельшпиль, где пришлось
принимать решения, а не повторять известное. Решения принимать приученный к
поглаживаниям и постоянно избавляемый от проблем мальчик не привык, и через 2
минуты маме пришлось вновь заняться своим любимым на турнире занятием. Я
удивлюсь, если через пару лет мальчик еще будет на турнирах такого уровня.
Эта зарисовочка – для родителей, чтобы они знали, как
делать не надо.
А вот к победителю турнира Павлу Зезюлькину судившая
турнир мама почти не подходила, предпочитая наблюдать за игрой сына с как можно
более дальнего расстояния. Я не был на классике в этом возрасте, поэтому с интересом
наблюдал за ребятами.
«Мне казалось, что черепная коробка у
вас побольше», - примерно так высказался профессор Мориарти, впервые увидев
Холмса.
Эти слова вспомнились мне, когда я увидел Пашу
Зезюлькина. Среди сверстников он выделялся большой головой. Не знаю, есть ли в этом
связь с умственными способностями, но выделялся он и ими. Несмотря на то, что
разрыв между победителем и серебряным призером составил очко, по игре он должен
быть еще выше. Зезюлькин отрабатывал, тратя время в дебюте, миттельшпиле и
часто попадая в цейтноты. Играл он в правильном стиле, постоянно усиливая
фигуры. Кроме цейтнотов, в глаза бросился лишь один минус – недостаточная заточенность
на легкую тактику (не выиграл пешку у Сурина в 1 ход). Думаю, здесь хорошее
шахматное будущее.
Серебряный призер Влад Бобрикович из Пинска – ученик Валерия
Мандровского. На классике был в середине. Здесь играл прочно, показав неплохую
технику эндшпиля. У Бобриковича тоже есть будущее, в первую очередь потому, что
тренер – Мандровский. Во вторую – потому что отец не гладит по голове, а
напрягает.
Об игре бронзового призера Максима Попова ничего
сказать не могу. Отмечу Сурина из Гомеля. Увидев его заточенный на сиюминутный
результат дебютный репертуар, я поинтересовался у Гомельской области, а кто у
парня тренер? Оказалось, Панин, которого называют «местным Жириновским». В 8
лет парень играл каменную стенку за белых (причем с переводом слона с1-d2-e1), сицилианку
за черных (в одной партии был неплохо разыгранный вариант Болеславского). Сурин
шел очень высоко, но резко сдал на финише. Закрытые схемы в таком возрасте
обычно ни к чему хорошему не приводят. В том случае, если играть только их.
Если же это – лишь один из дебютов, среди которых есть и открытые, тогда такой
подход может оправдаться.
Минчанин Снигур – соображающий парень, но с
недостаточным самоконтролем. В одном из последних туров не прошло и минуты, как
фигуру он поставил просто под бой. Еще один минчанин, Бичун, очень напомнил
брестчанина Ваню Дмитриева. Тот тоже хорошо исполнял, нападал и смотрел по
сторонам.
Среди наших я надеялся на Антона Гуля, ставшего на
классике 5-м. Увы, он был одним из тех, на кого сильно влияло приближающееся
лето. Счет вариантов на 1-2 хода (хотя может посчитать и на 10) привел к
слабому старту – 2 из 5, после чего 4 победы дали нормальный, но не выдающийся
результат. Саша Стасевич и Илья Белькевич заняли объективно свои места.
Слева – наш Антон Гуль, справа – гомельчанин Сурин.
Дебют – каменная стенка. Фото с www.openchess.by.
В последний день чей-то папа наблюдал за партией сына
со сцены с биноклем, вызвав предложения ко мне сразу у двух тренеров: «Сфотографируй
и помести на сайт».
Девочки дебют иногда расставляли как надо даже на
последних столах, но затем в дело вступал возраст.
Меня заинтересовала партия двух могилевских девочек,
которые заняли 1-е и 2-е места и здесь, и на классике. Дебют был таким: 1e4 e5 2Kf3 Kc6 3Cc4 Kd4 4Kd4 ed 5d3 Kf6 6Cg5 (что-то на ферзевом), и белые не пошли е5.
Об организации турнира.
Все было отлично и своевременно до двух последних
туров. Перед 8-м туром судьи объявили, что, т.к. турнир вступил в решающую
фазу, в зале нельзя находиться теперь и тренерам, они могут наблюдать со сцены.
Отлично понимаю судей, которые хотели избежать возможных конфликтов. Но есть и
другие, на мой взгляд, более важные вещи. Во-первых, запретов должно быть как
можно меньше, т.е. этот должен быть обусловлен чем-то важным, например, тренера
вмешиваются в ход партий. Этого не было. Мой мини-диалог с одним из судей протекал
примерно так (часть):
- Тренеры могут повлиять.
- Так не пускайте в зал тех, кто влияет. Я стараюсь
сзади своих становиться, чтобы они меня не видели.
- Но соперники же видят.
- Охотой на ведьм занимаетесь.
Дискуссия продолжилась в среде тренеров у выхода. Один
сказал, что в таком случае ему не было смысла приезжать: дети ни на что не
претендуют, возможное влияние на соперника на верхние места не повлияет, а вот
возможность увидеть ошибки ученика и указать на них упущена. Мне в вопросе
ошибок было легче, т.к. мои ученики в быстрых шахматах записывают (даже
8-летки), а потому увидеть ошибки и разобрать партии мне несложно и потом.
Организаторам надо учитывать еще и тот факт, что большая часть иногородних
приехала на этот турнир за свой счет. Приехала для того, чтобы расти в
шахматах. А один из основных педагогических принципов – каждая ошибка должна
быть разобрана и исправлена. Иначе она будет повторяться. Поэтому не пускать
тренеров в зал (сцена не считается – с нее видно только из бинокля) я считаю
неправильным. К тому же если мы хотим, чтобы белорусские дети выигрывали не
только у нас в стране, их надо закалять, а не приучать к режиму наибольшего
благоприятствования (никого в зале, 1 тур в день и т.п.).
В общем, это решение изменило соотношение
положительного и отрицательного в организации турнира примерно с «99 к 1» на «90
к 10». Что, конечно, тоже хорошо.
В конце – еще одна
зарисовочка. Утром 2-го дня тренер из города Х рассказал следующее:
«Идем мы на тур, подходим к
спортшколе, и вдруг мама ученика резко выбрасывает в мусорку стакан с недопитой
минералкой».
«Чего это ты?» - спрашиваем.
«Каташук увидит, напечатает,
что город Х с утра минералку пил».
Через минут 20 я вышел во
двор позвонить. Маловероятно, что я обратил бы на это внимание, но… Рядом с мамой
из города Х стояла бутылка.
«Минералочка…» - с чувством
произнес я, вызвав нестандартную реакцию – бутылка была спрятана за спину, а в
глазах появился страх.
На следующий день тренер
купил маме минералку и попросил меня ее вручить. На прощание я посоветовал
следующий раз брать «Брестскую».
А город не расшифровываю.
Конец.