Шахматы: действующие лица.

 

№5. Дети (стадия спуска).

 

Дети начинают заниматься шахматами. Усиливаются, делают успехи, что-то выигрывают. Но с определенного момента начинается спад результатов, чаще не временный, а постоянный, после которого на былые результаты дети уже не возвращаются. В этой статье – о периоде спуска.

 

Что происходит в период подъема? У ребенка есть интерес, у него горят глаза, мотивацией для него служит даже простая грамота. Он искренне понимает, что тренера надо слушаться, выполнять задания.

Время идет, грамот все больше, это уже не мотивация. Т.о., потребности в хорошей награде за результат возрастают.

В жизни все больше других интересов (компьютер, телевизор, общение). Как следствие, эмоции расходуются, и на шахматы их остается меньше. В итоге глаза уже не горят.

Ребенку хочется нового. Интерес к шахматам снижается.

Все чаще дети не сразу делают то, что им говорят родители и тренеры, а задают себе вопрос «а зачем?». Контакт с тренером идет вниз.

И, наконец, самое главное. Лень. Она растет, пробирается своими корнями в глубины сознания и убивает в детях еще недавно стремящуюся вверх личность.

И дети перестают во время партии делать то, что делали еще недавно: думать, что хочет соперник, определять ходы-кандидаты, оценивать размены и т.д. Просто потому что лень. В результате грубые зевки и спад.

Естественная реакция тренера еще больше обостряет отношения, из-за чего к походам на тренировки растет негатив.

Конкуренции на местном уровне все меньше, для того, чтобы попасть в поездку, особого результата не надо. Усиливается привычка «получать, не напрягаясь».

В итоге какое-то время дети еще занимаются шахматами по инерции, но затем следует неизбежный конец.

Пока в этой статье много общего с разделом №3 «шахматистки».

 

Как в ситуации спуска ведут себя другие важные лица – тренеры и родители?

Тренеры. Позиция А «как бы чего не вышло». Тренер идет на многочисленные уступки, рассуждая по принципу «пускай хотя бы ходят». Такая позиция продлевает нахождение ребенка в шахматах, но о результатах можно забыть, т.к. для того, чтобы выбить лень, не делается ничего.

Позиция Б. Тренер идет на конфликт с учеником, а часто и с родителями в попытке победить лень. В подавляющем большинстве случаев это ускоряет разрыв. Исключение составляют случаи, когда позиции тренера и родителей совпадают, при этом приходится действовать достаточно жестко.

 

Родители. Позиция А «как бы чего не вышло». Главное – чтобы ребенку нравилось то, что он делает. Очень распространенная позиция. Важный момент в том, что в какой-то момент родители утрачивают чувство, когда ребенок делает выбор не на основании «нравится – не нравится», а на основании «выберу это, потому что там меньше напрягаться». В итоге поощряется лень, и свой следующий выбор ребенок для себя аргументирует также. Родители не хотят конфликтовать с ребенком сегодня, забывая, что есть еще и завтра. А «завтра» им придется договариваться в вузе, устраивать на работу, постоянно помогать с деньгами. Потому что сами дети решать серьезные проблемы не приучены.

Позиция Б. Родители занимают авторитарную позицию в важных моментах. Они прививают ребенку труд, заставляя его делать нелюбимую детьми домашнюю работу – выносить мусор, чистить картошку, выбивать ковровую дорожку и т.п. Часто это приводит к конфликтам, в которых характер ребенка закаляется. И спад может оказаться временным.

Hosted by uCoz