Шахматы: действующие
лица.
№5. Дети (стадия спуска).
Дети начинают заниматься шахматами. Усиливаются,
делают успехи, что-то выигрывают. Но с определенного момента начинается спад результатов,
чаще не временный, а постоянный, после которого на былые результаты дети уже не
возвращаются. В этой статье – о периоде спуска.
Что происходит в период подъема? У ребенка есть
интерес, у него горят глаза, мотивацией для него служит даже простая грамота.
Он искренне понимает, что тренера надо слушаться, выполнять задания.
Время идет, грамот все больше, это уже не мотивация.
Т.о., потребности в хорошей награде за результат возрастают.
В жизни все больше других интересов (компьютер,
телевизор, общение). Как следствие, эмоции расходуются, и на шахматы их
остается меньше. В итоге глаза уже не горят.
Ребенку хочется нового. Интерес к шахматам
снижается.
Все чаще дети не сразу делают то, что им говорят
родители и тренеры, а задают себе вопрос «а зачем?». Контакт
с тренером идет вниз.
И, наконец, самое главное. Лень. Она растет,
пробирается своими корнями в глубины сознания и убивает в детях еще недавно
стремящуюся вверх личность.
И дети перестают во время партии делать то, что делали
еще недавно: думать, что хочет соперник, определять ходы-кандидаты, оценивать
размены и т.д. Просто потому что лень. В результате грубые зевки и спад.
Естественная реакция тренера еще больше обостряет
отношения, из-за чего к походам на тренировки растет негатив.
Конкуренции на местном уровне все меньше, для того,
чтобы попасть в поездку, особого результата не надо. Усиливается привычка
«получать, не напрягаясь».
В итоге какое-то время дети еще занимаются шахматами
по инерции, но затем следует неизбежный конец.
Пока в этой статье много общего с разделом №3
«шахматистки».
Как в ситуации спуска ведут себя другие важные лица –
тренеры и родители?
Тренеры. Позиция А «как бы чего
не вышло». Тренер идет на многочисленные уступки, рассуждая по принципу
«пускай хотя бы ходят». Такая позиция продлевает нахождение ребенка в шахматах,
но о результатах можно забыть, т.к. для того, чтобы выбить лень, не делается
ничего.
Позиция Б.
Тренер идет на конфликт с учеником, а часто и с родителями в попытке победить
лень. В подавляющем большинстве случаев это ускоряет разрыв. Исключение
составляют случаи, когда позиции тренера и родителей совпадают, при этом
приходится действовать достаточно жестко.
Родители. Позиция А «как бы чего
не вышло». Главное – чтобы ребенку нравилось то, что он делает. Очень распространенная
позиция. Важный момент в том, что в
какой-то момент родители утрачивают чувство, когда ребенок делает выбор не на
основании «нравится – не нравится», а на основании «выберу это, потому что там
меньше напрягаться». В итоге поощряется лень, и свой следующий выбор ребенок
для себя аргументирует также. Родители не хотят конфликтовать с
ребенком сегодня, забывая, что есть еще и завтра. А «завтра» им придется
договариваться в вузе, устраивать на работу, постоянно помогать с деньгами.
Потому что сами дети решать серьезные проблемы не приучены.
Позиция Б.
Родители занимают авторитарную позицию в важных моментах. Они прививают ребенку
труд, заставляя его делать нелюбимую детьми домашнюю работу – выносить мусор,
чистить картошку, выбивать ковровую дорожку и т.п. Часто это приводит к
конфликтам, в которых характер ребенка закаляется. И спад может оказаться
временным.