Шахматы: действующие
лица.
№2.РОДИТЕЛИ.
В отличие от первой статьи раздела, здесь обобщать труднее.
Поэтому сразу разбиваю родителей на группы (как и любая другая классификация, эта
спорна).
Типы родителей.
1 Амбициозно-активные.
2 Амбициозно-пассивные.
3 Без амбиций,
активные.
4 Без амбиций,
пассивные (безразличные).
Амбициозные
родители хотят, чтобы их ребенок побеждал, чтобы был первым, часто неважно в
чем. По одной из главных психологических версий, амбиции родителей говорят о
том, что сами родители себя в чем-то не реализовали и пытаются восполнить это
за счет детей. Они хотят, чтобы дети реализовали заложенный в них потенциал, и
это хорошо. Вопрос в том, насколько велик в ребенке уровень этого потенциала, и
какими мерами родители хотят этого добиться.
1 Амбициозно-активные. Они
понимают, что реализация потенциала детей сильно зависит от родителей. Поэтому
они ищут сильнейших тренеров, часто бросая первых, вторых и т.д. Тренеру
неприятно, но для родителя главное – свой ребенок, а потому для его развития
отношениями с тренером (уже бывшим) можно пожертвовать. Они занимаются с
ребенком дома или нанимают воспитателей, учителей, чтобы занимались те. Они
готовы отпускать ребенка на соревнования, ездить с ним, готовы смотреть на то,
как он играет, часто не понимая, что происходит на доске. Дети для них – это ГЛАВНОЕ.
Такие дети часто посещают много кружков, секций, пока не выберут то, что им
подходит. Исключение составляют дети, родители которых обладают диктаторскими
чертами: «Ты будешь заниматься именно шахматами (футболом, танцами и т.д.),
потому что я так хочу. Нравится тебе или нет, меня не интересует». Итак,
родители отдали ребенка в шахматы, занимают активную позицию, вкладывают
деньги. Через какое-то время настает момент, когда хочется получить результат. Здесь
развилка:
А) результат есть, ребенок
побеждает, занимает высокие места, приносит домой призы, медали, грамоты.
Родители довольны. Силы потрачены не зря. Они гордятся детьми, и это дает
огромное удовольствие.
Здесь вновь развилка. Кто-то
хочет покорять следующую ступеньку (выиграл первенство города – выигрывай
область), кого-то устроит, если ребенок будет продолжать побеждать на старом
уровне. У первых рано или поздно приходит осознание того, что до потолка уже
дошли, что часто приводит к потере мотивации серьезно работать дальше; вторые
радуются победам, сознательно или подсознательно следуя закону «удержание на
правильном пути уже есть победа»;
Б) время идет, а результата
нет. Слушать рассуждения тренера, часто реальные «у него пока не хватает опыта.
Мы на правильном пути» терпения уже не хватает, и родители приходят к выводу
(иногда неправильному), что или ребенок выбрал не то, или нужно менять тренера.
Самое сложное – разобраться в такие моменты, действительно ли надо ждать и
продолжать работать в том же духе, или нужно что-то менять. Этого часто не
знает никто. Здесь преимущество у людей с развитой интуицией. Понять родителей
легко – кому хочется тратить силы (и нервы) зря?
2 Амбициозно-пассивные. Различие их от первой группы в
том, что они считают, что их ребенок
талантлив, а потому многого добьется сам. Как правило, они не уделяют развитию
ребенка столько сил, времени и денег, как первая группа. Часто они не считают
нужным отправлять ребенка на турниры, дополнительно заниматься с тренером.
Часто у них серьезная работа, отнимающая много времени и сил, а потому они мало
занимаются с детьми дома или не контролируют их в должной мере. Это приводит к
тому, что дети неправильно используют свободное время (телевизор, компьютерные
игры и т.д.), что приводит к проблемам с дисциплиной, а это отражается на
результатах. Дети таких родителей обычно еще могут что-то выигрывать в младших
возрастах, а затем постепенно уходят на вторые роли.
Распространен смешанный тип (между первым и вторым).
3 Без амбиций, активные. Отсутствие амбиций имеет как
положительные, так и отрицательные стороны. Результаты родителей сильно не
интересуют. «Если нравится, пусть занимается», - считают они. «Чемпионом мира
все равно не станет»,- также достаточно распространенная фраза. Они помогают
ребенку, принимают участие в мероприятиях, родительских собраниях и т.д. Многие
даже оплачивают детям турниры, не для развития и результата, а потому, что
детям это нравится. У большинства родителей этого типа больших амбиций не было,
а некоторая часть, пройдя в жизни через многое, эмоционально уже сгорела,
приобрела жизненную мудрость и успокоилась. Главное для них – это здоровье
ребенка. По сравнению с этим все остальное второстепенно.
4 Без амбиций, пассивные (безразличные). Чем
занимается ребенок в свободное время, их не интересует. В жизни хватает других
проблем и удовольствий. Дети таких родителей часто ходят на шахматы, потому что
им нужна ниша, куда себя деть, а также тренер, от которого можно получить
похвалу и доброе отношение, которого так не хватает дома.
P.S.: сухо как-то получилось, по-научному. О тренерах
было по-другому. Потому, видно, что там многое внутри переживалось, а здесь
пока больше снаружи наблюдаю. Может, лет через 5-7 по-другому напишу. А пока
эта не та статья, от написания которой я получил удовольствие.