Шахматы: действующие
лица.
№1. ТРЕНЕРЫ.
В
начале работы они полны энергии и энтузиазма. Им хочется свернуть горы. Первые
успехи окрыляют. Работа часто выходит на первый план. Невысокая зарплата не играет
роли. Главное – интересное дело. Дети тянутся за такими людьми. Тренер хочет
раскрыть потенциал ребенка, сделать его сильнее, умнее, закалить характер.
Через какое-то время начинаются первые темные пятна. Талантливый ребенок
бросает. Разговор с родителями ничего не дает. «Как же так? - недоумевает
тренер. – Ведь он мог бы далеко пойти». Так появляется понимание, что ЭТО надо
далеко не всем. Не всем детям и не всем родителям. Когда ситуация повторяется
еще раз-два, тренер покрывается первой корочкой цинизма. Чемпионов хочется
делать уже не из всех детей. Когда приходит мама и говорит «у меня очень
талантливый сын», это воспринимается не так на «ура», как раньше. Жизненный
опыт.
Ученики
выигрывают, успехи растут. Хочется, чтобы заслуги признавали. Хочется уважения
и славы. Но далеко не каждому начальнику тренера его успехи нужны. Далеко не
каждый начальник готов ради талантливого ребенка идти пробивать деньги.
Постепенно появляются мысли, что твоя работа не так уж и нужна. Цинизма
прибавляется.
Выездные
турниры тянутся долго. Первенства страны – до 9 дней. Прожить столько дней в
состоянии стресса и переживания за результат – серьезная нагрузка. Не все могут
все 9 дней быть идеальным воспитателем. Стресс тянет снять. Бывает, родители
детей узнают. Раз тренер на турнирах выпивает, раз его нет в 11 вечера в
комнате, значит, детей с ним отпускать опасно – родительская логика понятна (о родителях – в другой статье).
Некоторые бросают. Не все родители понимают, чего стоит тренеру поездка на
турнир. Партия идет до 4 часов. Для сравнения – футбольный матч - 1 час 45
минут, и это включая перерыв. Тренер по футболу переживает по времени в 2 раза
меньше тренера по шахматам. А на многих турнирах по 2-3 партии в день. Тренер
ходит, смотрит. «Почему он (она) не пошла конем? Мы же это проходили…
Что он делает?.. Сейчас флаг уронит… Говорил же –
думай, что хочет соперник…» - эти и другие мысли пляшут в голове во время
партий детей табунами. Постепенно тренер не будет так переживать, но это будет
потом. Дома вечером обстановка другая, в другом городе ученики рядом.
О
деньгах. Во что родителям нужно вкладывать деньги? Турниры есть те, которые
оплачиваются, а есть те, которые нет. Для получения опыта нужно побольше играть. Индивидуальная работа с тренером для
высоких результатов необходима. Главный педагогический принцип – каждая ошибка
должна быть разобрана и исправлена. Но тренер не может на групповом занятии
разобрать партии всех учеников. Поэтому неразобранные
ошибки повторяются, переходят в систему и, как следствие, влияют на результат.
Если родители не понимают этих несложных вещей и не хотят вкладывать деньги –
серьезная работа во многом теряет смысл. Со временем энергии у тренера
становится меньше, и тратит он ее более рационально. Тем более что ума
(жизненной мудрости) со временем становится больше. Недавно был случай, когда
надо было съездить на турнир за свой счет, а после турнира деньги бы вернули,
просто на начало турнира денег в кассе не было. Родителям надо было временно
дать свои или у кого-нибудь занять. Ради своего
ребенка, у которого уже был результат. Достаточно приличный. Они этого не
сделали. Ребенок остался дома. После этого работать так, как раньше, тренер с
ним уже не смог. Нерациональная трата сил. Вообще, часть
родителей тренеров понимает, а часть не может даже открытку на праздник
подарить. «С новым годом поздравил только один ученик», - сказал недавно один.
О
мотивации. Вначале она есть. После того, как определенная высота покорена
(например, чемпионат города), большинству хочется большего. Второй раз выиграть
город – мотивация слабая. Хочется узнать свои границы, дойти до края. Когда
граница определена, к части тренеров приходит понимание, что добиться большего
нереально, мотивация работать ослабевает. У таких тренеров первая волна
учеников, как правило, самая сильная. После ухода первой волны начинается спад.
Или деградация. Другая часть тренеров продолжает стараться. Им нравится
покорять одну и ту же вершину много раз.
Постепенно
желания работать становится все меньше и меньше. Работа уходит на дальний план.
Изредка тренеры еще зажигаются, например, когда видят нового интересного
1-классника, но быстро гаснут, например, после того, как вместо первенства
города ребенок выбрал поход в цирк. Идет синдром эмоционального выгорания.
Тренеры становятся суше, детям с такими людьми уже не так интересно, и они
уходят. За поисками новых ощущений.
О
пути вниз. Почти каждому человеку хочется, чтобы его уважали, хочется, чтобы у
него было дело, которому себя можно отдавать. Если не полностью, то хотя бы
частично. Со временем большинство тренеров понимает главные вещи, о которых шла
речь выше. Со временем теряется мотивация работать. Со временем становится
меньше сил и здоровья. «Все болезни – от плохих мыслей, стрессов, переживаний»,
- пишется во многих книгах. Всего этого за тренерскую карьеру более чем.
Приходит понимание, что нельзя себя отдавать детям. В первую очередь потому,
что им это не надо. Начинается деградация. Как и многие творческие люди
(артисты, художники и т.д.), в поисках того, чем занять время, часть тренеров в
этот период прикладываются к бутылке. Часть людей говорит про таких, что они
спились, а часть понимает, что эти люди не привыкли просто существовать, они
привыкли гореть, реализовывая себя и помогая реализовывать себя другим. Но не
реализовали до конца. И это гложет.
Есть
и те, кто смирился со всеми минусами тренерской работы. Они продолжают спокойно
работать, особо никуда не стремясь. Иногда, возможно, загораясь. Но периоды
загорания становятся все короче.
Классификация
основных причин потери интереса к работе у тренеров:
1
Непонимание родителей учеников.
2
Уход учеников.
3
Отношения с людьми сверху.
4
Потеря мотивации.
Этапы
тренерской карьеры:
1
Ура! Я – тренер! Работаю со всеми. Пришел талант! Мы многого добьемся!
2
Я – тренер. Работаю с лучшими. Пришел талант? Надо посмотреть.
3
Я – тренер. Работаю с теми, чьим родителям это надо. Пришел талант? Надо
пообщаться с его родителями.
4
Я работаю тренером. Пришел талант? Лет 20 назад я бы с ним поработал.
Некоторые
отзывы о статье:
«Когда мы пришли к нашему тренеру, по
Вашей классификации он был на втором этапе тренерской карьеры, но затем как-то
плавно, минуя третий, перешел к четвертому…»
«Все правильно написал. Как про меня…»
«Есть правильное, но со многим я не
согласен. Напишу тебе подробно по электронной почте…» (жду до сих пор)
«Эпиграф мне не понравился…»
«А
у меня мотивация всегда есть. Даже когда девочку способную по турнирам за свои
деньги возил, а она потом бросила…»