Тренерская.

тренерская

Работа на первенствах РБ до 10-16 2010 года.

 

А. Могилев, первенство РБ до 14 и 16 лет.

Мои ученики здесь – Антон Сегодник и Лина Узловатая, оба с титулами.

 

Небеса помогают тем, кто стремится.

И наказывают ленивых. Исходя из этого,

на республику можно было не ехать –

медалей мы там не заслужили. Но работа тренера в том,

чтобы минимизировать недостатки

и выжать как можно больше из плюсов.

Это я и пытался сделать.

 

Как ставить ученикам дебюты? Объяснять расстановки, чтобы им было проще, или заставлять учить варианты, что сложнее, но полезнее? Распечатывать главное, чтобы им было проще, или давать много, чтобы главное они выбирали сами? Учить рациональным дебютам (т.е. дебютам для ленивых), чтобы им было проще, или ставить актуальные варианты, что даст результат, если они будут самостоятельно работать еще и дома?

В этом году я пострадал из-за того, что приучил детей к тому, что многое за них делает тренер, а научить их работать самих не смог.

а) Сегодник. Спустя пару недель после успешной Европы я начал делать то, что давно собирался – переводить Антона на 1е4. К этому многое подталкивало: отличное видение доски, соображающая голова, тактическое мастерство, которое большее значение имеет при открытом центре. Первые тренировочные партии давали повод для оптимизма – Антон расставлял изучаемые варианты и, несмотря на отсутствие опыта игры в этих позициях, набирал высокий процент со спарринг-партнерами (кмс Чабаем и Чубуковым), у которых опыта игры в таких позициях было несоизмеримо больше. Именно поэтому на январском турнире в Орше я и заявил его в турнир своего возраста, а не в рейтинговый или мастерский. Нужны были положительные эмоции от первой пробы сил в 1е4 на республиканском уровне. Открытые и полуоткрытые дебюты заставляют играющего белыми напрягаться намного больше, чем очень популярные на детском уровне дебюты для ленивых (каталон, который и играл Сегодник, английское, каменная стенка за белых и т.п.). Чтобы играть на королевском, нужно больше считать, что положительно влияет на развитие мозга. Знаю достаточно известных в стране тренеров, которые, поняв эти вещи, теперь ставят ученикам в первую очередь 1е4. Но! Здесь есть одно важное НО!, которое многое меняет. Чтобы играть 1е4, необходимо учить варианты. В то же время чтобы играть дебюты для ленивых, достаточно знать, что куда поставить. Если ученик не хочет или еще не может (пока маленький) учить варианты, то будут проблемы. Учить варианты Сегодник не хотел. Никакими мерами заставить его не смогли ни я, ни родители. До поры до времени это сходило с рук, но в марте на ОДМ меня окончательно достало то, что он в очередной раз забыл расстановку. Результат на ОДМ был слабый – 3 из 6, но качество игры меня устроило, кроме последней партии. Были счетные позиции, голова работала нормально. За 2 недели до республики я принял тяжелое решение забыть о 1е4 и вернуться к его любимым каталонским позициям. Они в это время тоже игрались, но шли вторым номером. Такой вариант рассматривался еще в начале изучения 1е4, но думать об этом не хотелось. Получилась концентрическая система изучения материала, которая по многим предметам применяется в школе – тема разбирается на одном уровне, затем идут следующие темы, через какое-то время возврат к этой и изучение ее на более высоком уровне. Черными после Европы была изучена русская партия, т.к. Антон попросил что-нибудь, не уступающее центр. Русская пошла хорошо, во многом благодаря тому, что большинство сейчас играет модный вариант 5Кс3. Начинается тактика, что нам на руку.

Началась республика. Увы, игры не было. Не было и стремления к шахматам. Я быстро пожалел, что поселился на квартире, а не на турбазе без удобств. Телевизор с 60 каналами давал комфортное существование, которое отлично комбинировало с ленью. Разбирал партии, готовился к соперникам Антон только после моего нажима. Небеса словно издевались, побрасывая Сегоднику незаслуженные половинки.

 

«Сидим мы в армейской сауне. Нормальная компания, среди нас – полковник. Вроде спокойно сидим. Вдруг полковник встает, выходит на улицу и начинает орать. Орет на всех подряд минут 20, после чего заходит, садится за стол и ведет себя совершенно спокойно. На наши вопросы отвечает, что орать в армии просто необходимо, для профилактики», - эту историю я услышал тоже, кстати, в сауне.

 

День на 3-й я понял, что из этого состояния Сегодника надо выбивать и пошел по пути полковника, т.е. стал цепляться к мелочам, часто повышать голос и т.п. Делал это осознанно. Как-то на республике по быстрым таким подходом удалось выбить из моего известного ученика майскую лень, после чего он стал первым. Здесь не помогло и это. 2 победы на финише дали 8 место. Провал.

Основные причины провала:

1)    Я не научил Сегодника работать самостоятельно, делая за него долгое время слишком многое;

2)    Лень ученика.

Спустя неделю после провальной республики Антон великолепно выступил на клубном чемпионате страны, победив Люцко, Колесника и заняв 3 место на 1-й доске. Ни к кому он там не готовился. Еще через некоторое время выиграл чемпионат Бреста, что тоже непросто. Что будет дальше с таким подходом к шахматам, время покажет.

 

б) Узловатая. Лина – человек, который живет по закону «делаю то, что мне нравится». У меня получалось обращать на пользу делу этот эмоциональный фактор в первый год работы. Таланты – люди, некоторые вещи у которых надо терпеть. Ради результата. Однако всему терпению есть предел.

 

В книге о знаменитом футбольном тренере московского «Локомотива» Юрии Семине, который из ниоткуда вытащил команду в восьмерку сильнейших клубов Европы, есть эпизод, замечательно тренера характеризующий. Любители футбола знают, кто такой Вадим Евсеев. Этот парень, в частности, забил единственный гол Уэльсу, благодаря которому Россия попала на чемпионат мира, а после этого матча прямо в камеру на весь мир сказал слово, которое, увы, часто пишут на заборах. У Семина был конфликт с Евсеевым, из-за чего тот долгое время сидел в запасе. После чьей-то травмы Семину пришлось выпустить Евсеева на поле. Тот забил гол, прибежал к скамейке запасных и при всем народе закричал: «Семин, …!» (несмотря на то, что в книге приводится часть этого глагола, я не могу заставить себя написать даже эту часть). После игры тренер отвечал журналистам, что ради победы команды он готов терпеть даже это.

 

Я не Семин. Я допускаю больше, чем другие тренеры и иногда получаю от них за это замечания. Перед миром случился первый момент, который я не стерпел. В декабре – второй. Ходить на тренировки Лина стала в феврале, серьезно заниматься мы вновь стали лишь за 2 недели до республики. Часто мы (тренеры) работаем ради побед учеников. Год назад ради успеха ученицы я и работал. После декабря заставить себя работать чисто ради нее я не могу. Мне интересно было проверить именно себя, что я смогу сделать с соображающей, но уступающей конкуренткам девочкой за 2 недели и во время турнира. Большинство основных дебютов я выбросил. Многие подумают, что за 2 недели до республики это просто глупо. Но тренер – это управление ситуацией. В старых дебютах шансов при таком подходе не было. Голова у Лины работает замечательно, умственная гибкость отличная. Варианты дома учить она уже не хочет. Поэтому я поставил то, что можно запомнить, не особо напрягаясь: современная защита (1е4 g6) с тремя вариантами расстановок черных в зависимости от расстановок белых. Каталон и схема дебюта ферзевых пешек за белых. Сложнее всего было убедить Лину играть каталон, т.к. ей надо все и сразу, а в этом дебюте белые получают свое постепенно. Считаю, что это слабое место Минска. Против Минска он и был разыгран – 2 из 2, победы над Зайцевой и Невеселой. В целом позициями на выходе из дебюта я был доволен. Увы, Колядич была просто сильнее, воспользовавшись несколькими неточностями подряд. С Подобедовой я ошибся, не убедив Лину выбрать нужный дебют. Бейненсон получила ужасную позицию уже в дебюте, все шло к нашей победе, но тут в дело вмешались небеса (см. эпиграф) – грубый зевок и поражение. Остальные партии Лина выиграла. Даже с 6 очками перед последним туром были шансы на 2 и 3 места, все зависело от партий конкуренток, но … см. эпиграф.

Своей работой на этом турнире с Узловатой я доволен. Большинство из того, что хотел сделать, получилось.

Тем более большая вероятность, что с ней последний раз. Сценарий известен – см. ШАХМАТИСТКИ.

Хотя все может быть. С такими замечательными мозгами можно позаниматься перед республикой месяц-два и хорошо выступить. Тем более конкуренция среди 1997-98 г.р. небольшая: Бейненсон, Молотилова, остальные попроще.

Основные причины непопадания в тройку:

1)    Я не научил Узловатую работать самостоятельно, делая за нее долгое время слишком многое;

2)    Лень ученицы.

Не могу сказать, что большинство остальных делает то, чего не делают Сегодник и Узловатая. Большинство как раз не работает. Но для того, чтобы быть победителем, не надо быть как все. Надо быть сильнее.

 

Б. Минск, первенство РБ до 10, 12 лет.

А здесь ситуация была совершенно другая. Ребят с титулами у нас нет. Есть новое поколение подающих надежды и работоспособных парней 2000 года. Многочисленные кружки и факультативы в последнее время ломают шахматное расписание перспективным парням. Поэтому тренеры нашей спортшколы объединились в бригаду. Толковые дети могут посещать тренировки разных тренеров. На серьезном уровне от этого есть некоторый вред, на уровне до 2 разряда пользы неизмеримо больше. Так, Даник Мартынюк на шахматы обычно ходит 7 дней в неделю: по 2 раза ко мне и Ирине Турапиной, один раз к Александру Евсееву, 2 раза на игровые дни (выходные). Этот рекорд, у других какие-то дни выпадают. Эта система дала результат в этом сезоне на первенствах области. А область у нас, как вы знаете, в шахматах сильнейшая в стране среди регионов. Попасть из нее на республику ох как непросто. На области Никита Свидерский стал 2-м, Даник Мартынюк-3-м, Алеша Анищенко – 5-м (при 4 выходящих местах). На местных турнирах они, а также Дима Чопко сильно конкурируют друг с другом, по очереди занимая верхние места. Примерно такая же картина с ребятами 2002 года, где на республику попали Илья Белькевич (1 место на области), Антон Гуль (2 на области и 5 на республике), Миша Тарасевич (5 на области). Первенство города по быстрым выиграл Саша Стасевич. Хочется думать, что период, когда Брест ничего не выигрывает в командных турнирах, скоро закончится.

Минус в том, что, когда сильных много, внимание и энергия тренера рассеиваются в разные стороны, чего не было у меня раньше, когда с 1991 был один Буланов, с 1993 – один Сапон, с 1995 – один Сегодник.

Перед республикой я не знал теперешний уровень турнира до 10 лет, поэтому не представлял, за что мы едем бороться. Уровень понял за первые дня 3. К борьбе за верхние места здесь мы еще не готовы, надо работать еще года 2. Еще один интересный момент, о котором я где-то писал – выбор дебютной стратегии. Можно с самого начала ставить серьезный дебютный репертуар, а можно играть боковые варианты. Боковые рано или поздно проходить перестанут, но на невысоком уровне дают результат. Переучиваться потом, правда, непросто. Раньше я был сторонником второго подхода, с этой волной преимущественно использую первый. За 2 тура до финиша, когда стало ясно, что шансов ни на что нет, я показал ребятам дебют Гроба (все они должны были играть белыми), а играть его или нет, дал выбрать самим. Свидерский отказался (тоже молодец – за выбор), остальные решили рискнуть. Риск оправдался – 3.5 из 4, причем Лиза Малинова выиграла фигуру так, как разбирали (привет Могилеву – вы теперь разберете, и против вас ближайшее время играть это будет глупо). На следующий день у всех были черные, и я решил дать ребятам еще один выбор (выбор закаляет), показав им ход 1…g5 и несколько партий в базе ребят за 2200. Желающих рискнуть осталось меньше – 2, оба получили нормально, но проиграли.

Важный вывод здесь один: надо больше играть с классическим контролем, чтобы ребята учились думать правильно. Работать с базой, возможно, еще рано, но ребята научились на республике. Чемпионка до 10 Вероника Кузмук работает, по словам ее тренера. В остальном ничего страшного нет, республику выигрывают не сильные, а сильнейшие. А для того, чтобы войти в число сильнейших, надо показывать максимальное напряжение. Наши пока не могут. Отсюда и зевки, и соглашение на ничью на 12-м ходу в равной позиции, и т.д.

 

Скоро первенства страны по быстрым и блицу. На одно из них я не поеду. И потому, что не вижу смысла тратить силы впустую. И просто потому, что не хочу. Как вы думаете, куда:

А) до 14 и 16 лет, куда имеют право ехать Сегодник и Узловатая;

Б) до 10 и 12 лет, куда имеют право ехать те, у кого горят глаза?

Ответить несложно.

Конец.

 

Hosted by uCoz