Наиболее счастлив тот человек, у которого

самые интересные мысли (Т.Дуайт).

 

 

У каждого тренера время от времени происходит процесс смены поколений. Старших на тренировках становится все меньше, большая часть внимания переключается на набор следующей волны. Последние 2 года у меня этот процесс выражен очень ярко. Со времени последнего серьезного набора прошло лет 5, за это время появились новые мысли, которые интересно проверить, ведь работать точь-в-точь так, как когда-то, скучно и неинтересно. Итак, коротко мои взгляды на работу с начинающими сегодня:

1 Результат не так важен, как раньше. Раннее нацеливание на результат приводит к тому, что, выиграв что-нибудь, дети все чаще бросают. Сейчас в Бресте огромная проблема с девочками старшего возраста, да и в первенстве Минска(!) в этом году у старших девочек был круговик. Поэтому с турнирами я не спешу. Первый турнир для начинающих (по упрощенным правилам) я провел лишь в декабре.

2 Как-то в «Прессболе» в интервью одного футбольного детского тренера прозвучала интересная мысль, что вначале детям надо играть на уменьшенном поле по 9 человек в команде, т.к. их организмам тяжело выдерживать нагрузку большого поля. Переведя эту мысль на шахматы, я решил 1-й турнир провести по упрощенным правилам, сбитый король считался победой. Невозможные ходы отдаляют ребенка от главной цели – взять в плен короля. Подсчет невозможных ходов некоторые тренеры не ведут, после 3-го невозможного поражение не засчитывают. В моем понимании это ошибка, т.к. ребенок может начать играть лишь бы как, все равно за ошибки ничего не будет. Это не воспитывает бойцовские качества. Второй турнир, через месяц, проходил по более серьезным правилам. Король не бился, поражение засчитывалось после 3-го невозможного. Так, постепенно приближаясь к нормальным турнирным правилам, можно сохранить в шахматах больше детей.

3 Дети любят быть активными. Поэтому на тренировках у каждого свой шахматный стол. Если детей больше, чем столов, слабые подсаживаются к сильным. Многие тренеры любят вначале много объяснить, а затем посадить детей играть. Но во время объяснения тренера ребенок нацелен на пассивное восприятие информации, а во время партии надо активно мыслить. Поэтому отрезки занятия, на котором меня только пассивно слушают, очень коротки и присутствуют не на каждой тренировке. Чаще дети повторяют за мной (каждый на своей доске) партии, угадывают ходы, расставляют позиции так, как на демонстрационной доске и т.д., т.е. совмещают восприятие информации с активностью. Кроме того, о каждом ребенке все видно и понятно: кто быстро делает правильный ход, кто долго, а кто пытается подсмотреть на соседней доске.

4 Дети любят разнообразие. Поэтому формы занятий нужно менять. Кроме различных видов объяснения, это и нешахматные упражнения (см. «Разминка для ума»), и командный турнир, и простое решение задач, и т.д.

5 Дети (да и люди вообще) тянутся к сильным, к тем, кто видит в жизни в первую очередь хорошее. На работе нужно забывать о проблемах, иначе дети это почувствуют.

6 Словесные (молодец, умница и т.д.) и невербальные приемы (касание, жесты, мимика) для некоторых детей необходимы. Ну и самое главное, детей надо просто любить. Если этого у тренера нет, то все остальное действует лишь короткое время.

Моя статистика: учебный год 2006-2007- примерно из 12 начинающих бросило двое;

Учебный год 2007-2008 – примерно из 20 начинающих бросило двое (один- с моей подачи), из ребят прошлогоднего набора бросил 1.

 

Hosted by uCoz