Занятие по книге Иосифа Дорфмана

«Критические моменты»

/краткий план-конспект/

 

В критических позициях Иосиф Дорфман использует регрессивную шкалу для подведения статического баланса.

1 Позиция короля.

2 Материал.

3 У кого лучше после размена ферзей?

4 Пешечная структура.

 

Что такое регрессивная шкала? Это означает, что 1-й пункт – самый важный, 2-й – менее важен и т.д.

Дорфман применяет такие знаки:

= равно, += у белых немного лучше, =+ у черных немного лучше, +- у белых намного лучше, -+ у черных намного лучше.

Пример записи статического баланса /далее – баланса/: 1= ,2=+, 3+=, 4+-.

Если баланс лучше у нас, то надо играть спокойно.

Если баланс у нас хуже, значит, стоять на месте нельзя, и надо играть резко, динамично.

 

 

1 Ход черных. Подвести баланс /5 мин/. Определить ходы-кандидаты, выбрать лучший.

 

 

2 Ход белых. Подвести баланс /5 мин/. Определить ходы-кандидаты, выбрать лучший.

 

 

3 Ход черных. Подвести баланс /5 мин/. Определить ходы-кандидаты, выбрать лучший.

 

 

4 Ход белых. У них выбор: а) 6Cf6 Cf6 7e4 fe 8Ke4 или 6Cf4 g5 7Ce5 d6 8Cf6 Cf6 9e4 e5. На какой вариант вы бы пошли? /30 секунд/

А теперь подведите балансы в заключительных позициях этих вариантов и сделайте выбор /8 мин/.

 

 

5 Ход белых. Подвести баланс, проанализировать позицию, через 15 минут вы будете играть по ней тренировочные партии. Кто с кем и каким цветом – скажу позже. После этого мы кратко проанализируем сыгранные партии и изучим сильнейшее /по Дорфману/ продолжение.

 

 

 

Ответы:

№1 1+-,2=,3=,4+=. Баланс лучше у белых. Черным надо играть резко. 1…Лf3! 2gf . Теперь баланс выглядит так: 1-+,2+-,3+-,4-+. Он лучше у черных, поэтому резко надо играть белым. 2…Kd4 3Ле3 Сd7 4Крh1? /4Ке2!, неясно/ Фh4 5Крg1 Лf8 6Ke2 Kf3 7Лf3 Лf3 8Kg3 Лf2, и скоро 0-1.

№2 1=+,2=,3+=,4+=. Баланс лучше у черных. Белым надо играть резко. 1Лf6 gf. Теперь баланс такой: 1+=,2-+,3-+,4+-. 2Фс6 Kрg6 3Kd6 Лb6 4Фе8, 1-0.

№3 1-+,2+=,3=,4+=. У черных лучше, поэтому они должны играть спокойно, чтобы сохранить выгодный им характер игры. 1…а5!, вырубая игру белых на ферзевом. Затем черные провели f5, сгруппировали силы на королевском и победили. Немедленное 1…f5? давало белым встречную игру после 2b4!

№4 В 1-м варианте 1+-,2=+,3=+,4+=, во 2-м – 1+=,2-+,3-+,4=+. Первый баланс явно лучше, поэтому первое продолжение сильнее.

№5 1+=,2=,3=+,4=+. У белых баланс лучше, поэтому им можно играть спокойно. Правильны переводы коня на f4, например Кd2-b1-c3-e2-f4 или Kd2-b3-c1-d3-f4, после чего черным трудно защитить короля. В партии было 1Лf6? Сf6 2ef, и теперь черных спасало 2…e5!! с идеей Фс8-g4. Главный вариант: 3Фh4 edg5 b5 5e4 Крh7 6e5 Фс8 7Kf3 Фg4 8Фd2 h4, у черных перевес.

Hosted by uCoz