Шахматы: действующие лица.

На главную

№2.РОДИТЕЛИ.

 

         В отличие от первой статьи раздела, здесь обобщать труднее. Поэтому сразу разбиваю родителей на группы (как и любая другая классификация, эта спорна).

Типы родителей.

1 Амбициозно-активные.

2 Амбициозно-пассивные.

3 Без амбиций, активные.

4 Без амбиций, пассивные (безразличные).

 

Амбициозные родители хотят, чтобы их ребенок побеждал, чтобы был первым, часто неважно в чем. По одной из главных психологических версий, амбиции родителей говорят о том, что сами родители себя в чем-то не реализовали и пытаются восполнить это за счет детей. Они хотят, чтобы дети реализовали заложенный в них потенциал, и это хорошо. Вопрос в том, насколько велик в ребенке уровень этого потенциала, и какими мерами родители хотят этого добиться.

1 Амбициозно-активные. Они понимают, что реализация потенциала детей сильно зависит от родителей. Поэтому они ищут сильнейших тренеров, часто бросая первых, вторых и т.д. Тренеру неприятно, но для родителя главное – свой ребенок, а потому для его развития отношениями с тренером (уже бывшим) можно пожертвовать. Они занимаются с ребенком дома или нанимают воспитателей, учителей, чтобы занимались те. Они готовы отпускать ребенка на соревнования, ездить с ним, готовы смотреть на то, как он играет, часто не понимая, что происходит на доске. Дети для них – это ГЛАВНОЕ. Такие дети часто посещают много кружков, секций, пока не выберут то, что им подходит. Исключение составляют дети, родители которых обладают диктаторскими чертами: «Ты будешь заниматься именно шахматами (футболом, танцами и т.д.), потому что я так хочу. Нравится тебе или нет, меня не интересует». Итак, родители отдали ребенка в шахматы, занимают активную позицию, вкладывают деньги. Через какое-то время настает момент, когда хочется получить результат. Здесь развилка:

А) результат есть, ребенок побеждает, занимает высокие места, приносит домой призы, медали, грамоты. Родители довольны. Силы потрачены не зря. Они гордятся детьми, и это дает огромное удовольствие.

Здесь вновь развилка. Кто-то хочет покорять следующую ступеньку (выиграл первенство города – выигрывай область), кого-то устроит, если ребенок будет продолжать побеждать на старом уровне. У первых рано или поздно приходит осознание того, что до потолка уже дошли, что часто приводит к потере мотивации серьезно работать дальше; вторые радуются победам, сознательно или подсознательно следуя закону «удержание на правильном пути уже есть победа»;

Б) время идет, а результата нет. Слушать рассуждения тренера, часто реальные «у него пока не хватает опыта. Мы на правильном пути» терпения уже не хватает, и родители приходят к выводу (иногда неправильному), что или ребенок выбрал не то, или нужно менять тренера. Самое сложное – разобраться в такие моменты, действительно ли надо ждать и продолжать работать в том же духе, или нужно что-то менять. Этого часто не знает никто. Здесь преимущество у людей с развитой интуицией. Понять родителей легко – кому хочется тратить силы (и нервы) зря?

         2 Амбициозно-пассивные. Различие их от первой группы в том, что они считают, что их ребенок талантлив, а потому многого добьется сам. Как правило, они не уделяют развитию ребенка столько сил, времени и денег, как первая группа. Часто они не считают нужным отправлять ребенка на турниры, дополнительно заниматься с тренером. Часто у них серьезная работа, отнимающая много времени и сил, а потому они мало занимаются с детьми дома или не контролируют их в должной мере. Это приводит к тому, что дети неправильно используют свободное время (телевизор, компьютерные игры и т.д.), что приводит к проблемам с дисциплиной, а это отражается на результатах. Дети таких родителей обычно еще могут что-то выигрывать в младших возрастах, а затем постепенно уходят на вторые роли.

         Распространен смешанный тип (между первым и вторым).

         3 Без амбиций, активные. Отсутствие амбиций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Результаты родителей сильно не интересуют. «Если нравится, пусть занимается», - считают они. «Чемпионом мира все равно не станет»,- также достаточно распространенная фраза. Они помогают ребенку, принимают участие в мероприятиях, родительских собраниях и т.д. Многие даже оплачивают детям турниры, не для развития и результата, а потому, что детям это нравится. У большинства родителей этого типа больших амбиций не было, а некоторая часть, пройдя в жизни через многое, эмоционально уже сгорела, приобрела жизненную мудрость и успокоилась. Главное для них – это здоровье ребенка. По сравнению с этим все остальное второстепенно.

         4 Без амбиций, пассивные (безразличные). Чем занимается ребенок в свободное время, их не интересует. В жизни хватает других проблем и удовольствий. Дети таких родителей часто ходят на шахматы, потому что им нужна ниша, куда себя деть, а также тренер, от которого можно получить похвалу и доброе отношение, которого так не хватает дома.

         P.S.: сухо как-то получилось, по-научному. О тренерах было по-другому. Потому, видно, что там многое внутри переживалось, а здесь пока больше снаружи наблюдаю. Может, лет через 5-7 по-другому напишу. А пока эта не та статья, от написания которой я получил  удовольствие.

Hosted by uCoz