Шахматы: действующие лица.

На главную

№1. ТРЕНЕРЫ.

 

В начале работы они полны энергии и энтузиазма. Им хочется свернуть горы. Первые успехи окрыляют. Работа часто выходит на первый план. Невысокая зарплата не играет роли. Главное – интересное дело. Дети тянутся за такими людьми. Тренер хочет раскрыть потенциал ребенка, сделать его сильнее, умнее, закалить характер. Через какое-то время начинаются первые темные пятна. Талантливый ребенок бросает. Разговор с родителями ничего не дает. «Как же так? - недоумевает тренер. – Ведь он мог бы далеко пойти». Так появляется понимание, что ЭТО надо далеко не всем. Не всем детям и не всем родителям. Когда ситуация повторяется еще раз-два, тренер покрывается первой корочкой цинизма. Чемпионов хочется делать уже не из всех детей. Когда приходит мама и говорит «у меня очень талантливый сын», это воспринимается не так на «ура», как раньше. Жизненный опыт.

Ученики выигрывают, успехи растут. Хочется, чтобы заслуги признавали. Хочется уважения и славы. Но далеко не каждому начальнику тренера его успехи нужны. Далеко не каждый начальник готов ради талантливого ребенка идти пробивать деньги. Постепенно появляются мысли, что твоя работа не так уж и нужна. Цинизма прибавляется.

Выездные турниры тянутся долго. Первенства страны – до 9 дней. Прожить столько дней в состоянии стресса и переживания за результат – серьезная нагрузка. Не все могут все 9 дней быть идеальным воспитателем. Стресс тянет снять. Бывает, родители детей узнают. Раз тренер на турнирах выпивает, раз его нет в 11 вечера в комнате, значит, детей с ним отпускать опасно – родительская логика понятна (о родителях – в другой статье). Некоторые бросают. Не все родители понимают, чего стоит тренеру поездка на турнир. Партия идет до 4 часов. Для сравнения – футбольный матч - 1 час 45 минут, и это включая перерыв. Тренер по футболу переживает по времени в 2 раза меньше тренера по шахматам. А на многих турнирах по 2-3 партии в день. Тренер ходит, смотрит. «Почему он (она) не пошла конем? Мы же это проходили… Что он делает?.. Сейчас флаг уронит… Говорил же – думай, что хочет соперник…» - эти и другие мысли пляшут в голове во время партий детей табунами. Постепенно тренер не будет так переживать, но это будет потом. Дома вечером обстановка другая, в другом городе ученики рядом.

О деньгах. Во что родителям нужно вкладывать деньги? Турниры есть те, которые оплачиваются, а есть те, которые нет. Для получения опыта нужно побольше играть. Индивидуальная работа с тренером для высоких результатов необходима. Главный педагогический принцип – каждая ошибка должна быть разобрана и исправлена. Но тренер не может на групповом занятии разобрать партии всех учеников. Поэтому неразобранные ошибки повторяются, переходят в систему и, как следствие, влияют на результат. Если родители не понимают этих несложных вещей и не хотят вкладывать деньги – серьезная работа во многом теряет смысл. Со временем энергии у тренера становится меньше, и тратит он ее более рационально. Тем более что ума (жизненной мудрости) со временем становится больше. Недавно был случай, когда надо было съездить на турнир за свой счет, а после турнира деньги бы вернули, просто на начало турнира денег в кассе не было. Родителям надо было временно дать свои или у кого-нибудь занять. Ради своего ребенка, у которого уже был результат. Достаточно приличный. Они этого не сделали. Ребенок остался дома. После этого работать так, как раньше, тренер с ним уже не смог. Нерациональная трата сил. Вообще, часть родителей тренеров понимает, а часть не может даже открытку на праздник подарить. «С новым годом поздравил только один ученик», - сказал недавно один.

О мотивации. Вначале она есть. После того, как определенная высота покорена (например, чемпионат города), большинству хочется большего. Второй раз выиграть город – мотивация слабая. Хочется узнать свои границы, дойти до края. Когда граница определена, к части тренеров приходит понимание, что добиться большего нереально, мотивация работать ослабевает. У таких тренеров первая волна учеников, как правило, самая сильная. После ухода первой волны начинается спад. Или деградация. Другая часть тренеров продолжает стараться. Им нравится покорять одну и ту же вершину много раз.

Постепенно желания работать становится все меньше и меньше. Работа уходит на дальний план. Изредка тренеры еще зажигаются, например, когда видят нового интересного 1-классника, но быстро гаснут, например, после того, как вместо первенства города ребенок выбрал поход в цирк. Идет синдром эмоционального выгорания. Тренеры становятся суше, детям с такими людьми уже не так интересно, и они уходят. За поисками новых ощущений.

О пути вниз. Почти каждому человеку хочется, чтобы его уважали, хочется, чтобы у него было дело, которому себя можно отдавать. Если не полностью, то хотя бы частично. Со временем большинство тренеров понимает главные вещи, о которых шла речь выше. Со временем теряется мотивация работать. Со временем становится меньше сил и здоровья. «Все болезни – от плохих мыслей, стрессов, переживаний», - пишется во многих книгах. Всего этого за тренерскую карьеру более чем. Приходит понимание, что нельзя себя отдавать детям. В первую очередь потому, что им это не надо. Начинается деградация. Как и многие творческие люди (артисты, художники и т.д.), в поисках того, чем занять время, часть тренеров в этот период прикладываются к бутылке. Часть людей говорит про таких, что они спились, а часть понимает, что эти люди не привыкли просто существовать, они привыкли гореть, реализовывая себя и помогая реализовывать себя другим. Но не реализовали до конца. И это гложет.

Есть и те, кто смирился со всеми минусами тренерской работы. Они продолжают спокойно работать, особо никуда не стремясь. Иногда, возможно, загораясь. Но периоды загорания становятся все короче.

 

Классификация основных причин потери интереса к работе у тренеров:

1 Непонимание родителей учеников.

2 Уход учеников.

3 Отношения с людьми сверху.

4 Потеря мотивации.

 

Этапы тренерской карьеры:

1 Ура! Я – тренер! Работаю со всеми. Пришел талант! Мы многого добьемся!

2 Я – тренер. Работаю с лучшими. Пришел талант? Надо посмотреть.

3 Я – тренер. Работаю с теми, чьим родителям это надо. Пришел талант? Надо пообщаться с его родителями.

4 Я работаю тренером. Пришел талант? Лет 20 назад я бы с ним поработал.

 

Некоторые отзывы о статье:

«Когда мы пришли к нашему тренеру, по Вашей классификации он был на втором этапе тренерской карьеры, но затем как-то плавно, минуя третий, перешел к четвертому…»

«Все правильно написал. Как про меня…»

«Есть правильное, но со многим я не согласен. Напишу тебе подробно по электронной почте…» (жду до сих пор)

«Эпиграф мне не понравился…»

 «А у меня мотивация всегда есть. Даже когда девочку способную по турнирам за свои деньги возил, а она потом бросила…»

Hosted by uCoz